Головная боль напряжения у подростков как лечить

Головная боль напряжения — проверенная схема лечения

Головная боль напряжения у подростков как лечить

Головная боль (цефалгия) напряжения – одна из самых частых жалоб пациентов, обращающихся к врачу-неврологу. Особую категорию первичных головных болей составляет головная боль напряжения (ГБН). В МКБ 10 ее классифицируют как G44.2. Головная боль напряжения распространена примерно в 78 % случаев головной боли в общем.

Чаще ей страдают женщины. Хотя и среди мужчин она распространена в достаточном количестве. Иногда возникают головные боли напряжения у детей и подростков, чаще всего от переутомления. В этом случае, ребенок, скорее всего, не выспался или его что-то тревожит. Для избавления от ГБ принимают обычно анальгетики.

Голова при этом может болеть очень сильно.

Что же такое головная боль напряжения и ее классификация

Головная боль напряжения может беспокоить периодами, симптомы эпизодические и лечение при этом не всегда требуется.  А может быть хронической. Сама боль разная по интенсивности и продолжительности.

Характерные для ГБН симптомы:

  • Ноющая, тупая, сдавливающая боль диффузного характера.
  • Локализация давления в области лба, висков, затылка (отдельно или вместе).
  • Ощущение болезненности при пальпации кожи головы, шеи, плеч.
  • Интенсивность боли меняется от легкой до сильной.
  • Ощущение слабости, вялости, апатии.
  • Не сопровождается тошнотой и рвотой, но может снижаться аппетит.
  • Иногда наблюдается умеренная чувствительность к свету и звукам.

Традиционно цефалгия напряжения разделяется на два вида: эпизодическую или ЭГБН (наблюдается 15 дней в месяц) и хроническую или ХГБН (наблюдается более чем 15 дней в месяц). Эпизодическая возникает внезапно. Может быть как легкой, умеренно интенсивной или очень сильной. Но проходит она сравнительно быстро.

Неприятные симптомы устраняются при помощи анальгетиков. Может возникнуть как реакция на стрессовую ситуацию. Визита к врачу обычно не требует. Эпизодическая в свою очередь подразделяется на частую и нечастую. Частая повторяется периодически, несколько раз в год, но не более чем 180 дней в году. Нечастая встречается гораздо реже.

И если повторяется, то редко, только как реакция на стресс.

При головной боли напряжения хронической формы без визита к врачу не обойтись. Только он сможет поставить диагноз ГБН и тогда уже помочь. Так как прием анальгетиков и обезболивающих нужного эффекта не вызывают.

Боль не проходит, а порой и усиливается с течением времени. Может «затихать» на несколько дней, но потом опять наступает. Поэтому хроническая головная боль напряжения практически ежедневная, непрекращающаяся. Интенсивность меняется.

Но характер остается прежним – ощущение давления.

Обычно при ГБН пациенты могут работать, физические нагрузки не влияют на интенсивность болей. Только ХГБН вынуждает приостанавливать работу и менять ритм жизни, когда боли становятся уже невыносимыми.

Диагностика ГБН

Диагноз ставят на основе жалоб пациента, сбора данных анамнеза (истории развития) и осмотра. Рентгенография, МРТ головного мозга и прочие клинические исследования не проясняют картины заболевания, потому что неинформативны в данном случае – никаких изменений работы головного мозга или его структуры при них не видны.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Сутяжничество, кверулянство — диагностика и лечение

Также обе формы цефалгии напряжения подразделяются на боли «с напряжением перикраниальных мышц» и «без напряжения перикраниальных мышц».

Напряжение и болевые ощущения в этих мышцах легко проявляются при пальпации. Ее обычно проводят небольшими вращательными движениями. Болезненность может быть при надавливании на жевательные, височные, мышцы задней поверхности шеи. Причем она порой настолько сильная, что пациент будет сопротивляться пальпации.

Напряжение перикраниальных мышц будет явным признаком ГБН, если есть болевые ощущения в 2 или более мышечных группа при надавливании на них.

Для каждого пациента рассчитывают ОББ или общий бал болезненности – врач надавливает пальцами на каждую группу мышц, пациент говорит, на сколько он оценивает боль по шкале от 1 до 4 баллов, потом эти баллы суммируются, получается общий бал болезненности (ОББ).

Немалую роль отводят и психологическим исследованиям. Прежде всего измеряют общую шкалу настроения. Проводят тестирования на наличие депрессии, тревоги, страхов, невроза.

Порой выявляется психогенная головная боль по своим признакам схожая с ГБН по некоторым параметрам, но при таком виде цефалгии трудно локализовать источник боли и объяснить ее характер.

Головная боль напряжения, ее лечение, в любом случае требуют наблюдения врача.

Наиболее частые причины головной боли напряжения

Исследования показывают, что при ХГБН есть прямая связь между величиной ОББ при пальпации перикраниальных мышц и интенсивностью и продолжительностью боли.

Возникает так называемый порочный круг – мышечное напряжение, как реакция на стресс, приводит к непроизвольному рефлекторному спазму мышц.

Из-за постоянного тонического напряжения ухудшается общее соматическое состояние пациента – формируется хронический болевой мышечный спазм. С которым со временем все труднее бороться, а иногда невозможно убрать.

Также было выявлено, что у пациентов с ГБН часто проявляют себя депрессии и тревожность, может сопровождаться психическим расстройством. Что только способствует формированию хронической формы ГБН.

Постоянный прием анальгетиков также является провоцирующим фактором для формирования ХГБН. У людей с хронической формой ГБН уровень бетаэндорфинов в церебраспинальной жидкости ниже, чем у здоровых людей, не страдающих ГБН.

А потому, их природные возможности организма сопротивляться боли, также ниже.

Подавленное психологическое состояние человека является одним из самых сильных провоцирующих факторов для возникновения ГБН. Чаще ей страдают люди, испытывающие постоянное нервное напряжение, а их характер работы предполагает интенсивную мыслительную деятельность и малую подвижность.

Нередко при депрессии люди предпочитают умалчивать или прятать поглубже свои психологические проблемы и на первый план выставляют именно свое ухудшающееся соматическое состояние, у них может также наблюдаться психогенная головная боль и другие признаки заболевания (расстройства психики).

Что только усугубляет болезнь. Головная боль от нервного напряжения вызывается также хроническим недосыпанием или голоданием, они также приводят к стрессовым состояниям. Склонность к ипохондрии еще один из факторов риска возникновения заболевания.

При сильных выражениях заболевания могут назначить транквилизаторы или антидепрессанты.

Как лечить головную боль напряжения и можно ли от нее избавиться навсегда?

Лечением должен заниматься прежде всего врач-невролог. От его компетенции и степени открытости пациента будет зависеть успех терапии и вероятность окончательного излечения. В любом случае, лечение должно быть длительным по времени. Примерно 4-6 месяцев.

А если в клинической картине наличествует депрессия или иные психические нарушения или расстройства различного характера, то продолжительность терапии может продолжаться до года.

Если лечение прервать, то сильно возрастает вероятность рецидива заболевания, цефалгия может прийти вновь даже от незначительного напряжения нервной системы. Некоторые пациенты избавляются от нее окончательно.

Краткая схема лечения при ГБН:

  • Терапия мышечных болей.
  • Комплексная фармакотерапия (как для купирования ГБ, так и для профилактики и лечения депрессивных состояний, тревоги и проч.).
  • Терапия депрессий и иных нарушений психологического характера.
  • Профилактика ГБН (ее план и этапность определяет также лечащий врач).

Иногда назначается физиотерапия, но только как одно из средств комплексного лечения. При медикаментозном лечении обязательно учитывают характер головных болей, их локализацию, механизм возникновения, характер течения мышечных болей, возможные психогенные предпосылки, психологическая напряженность.

Таблетки и иные лекарственные средства от головной боли напряжения назначает строго только лечащий врач. Анальгетики, их самостоятельный и бесконтрольный прием приводит к лекарственному абузусу (зависимость от лекарств, их избыточное применение).

Анальгин от головной боли может стать его началом, хотя вначале он снимет головную боль.

С течением заболевания возникает опасная закономерность – боль, прием лекарства, временное облегчение, опять болевые ощущения, снова лекарство.

Так как снять головную боль напряжения и не вызвать привыкания к лекарствам? Разумнее принимать их строго под присмотром врача и тщательным соблюдением дозировки и времени приема. Лечение народными средствами проводить с осторожностью.

Если дело касается безобидных методов, типа расслабляющих травяных напитков, как вариант, то можно попробовать. Следует также помнить, что депрессия только способствует возникновению психологической зависимости от фармакологических препаратов.

Лекарственный абузус при ГБН явление нередкое и опасное. Ему благоприятствуют следующие факторы:

  • Прием анальгетиков «про запас» или заранее. Чтобы препятствовать возможному приступу ГБ.
  • Усиление боли, когда человек пытается не принимать лекарственные препараты.
  • Прием тех же самых лекарств при возникновении болей иного характера и иной локализации (например, при боли в спине).

Как избавиться от головной боли? Лучше обратиться за медицинской консультацией, как минимум, лекарства употреблять с осторожностью.

Для профилактики ГБН нужно следить за своим здоровьем, оберегать себя от лишних стрессов и волнений.

И если диагностирована головная боль напряжения и назначено лечение, нужно неукоснительно соблюдать все рекомендации врача. Иначе возникнут последствия, опасные для жизни и здоровья.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/proverennaya-shema-lecheniya-golovnoj-boli-napryazheniya-gbn.html

Головные боли у подростка: что делать и как лечить?

Головная боль напряжения у подростков как лечить

Боли у ребенка всегда являются сигналом неблагополучия. Если у подростка болит голова, родителям не стоит сразу паниковать. Но и пускать на самотек его здоровье тоже будет неверной тактикой. Родителям надо вместе с тинейджером разобраться в ситуации, найти причину, вызывающую головную боль, и устранить ее.

Ваш ребенок жаловался хоть раз на головную боль?

Почему головная боль в подростковом возрасте учащается?

Подростковый период является сложным для ребенка. Он характеризуется быстрым ростом скелета, интенсивным обменом веществ и нагрузками. Темпы физического развития намного опережают психическое развитие и становление регулирующих систем.

Возникает нарушение равновесия между физически сформированным телом взрослого человека и гормональным фоном ребенка. В этот переходный период он уязвим. Поэтому у подростка часто болит голова.

Причины головной боли у подростка

Факторы и заболевания, приводящие к подростковой цефалгии.

Мигрень

Мигрень очень часто дебютирует в подростковом возрасте. Цефалгия характеризуется односторонней локализацией боли, пульсирующим характером, возникновению которой предшествуют ауры. Подростку иногда бывает трудно связать возникновение головной боли с какими-либо причинами.

Задачей взрослого является выявление триггеров мигрени, чтобы по возможности уберечь ребенка от частых приступов. После приступа организм подростка находится в стадии истощения, и он засыпает.

Родителям нужно подтвердить или исключить мигрень, потому что заболевание требует назначения специфического лечения.

Антимигренозные препараты показаны только при гемикранических приступах головной боли.

Головная боль напряжения

Причины:

Голова у подростка может болеть из-за неудобной позы во время занятий, при перенапряжении мышц скелета в шейном отделе позвоночника, из-за длительного фиксированного положения.

  • Психическое переутомление.

Головные боли у подростка также могут быть связаны с процессом обучения и усвоения материала. Занятия в школе, работа над уроками дома и с репетиторами вызывают психоэмоциональное истощение центральной нервной системы. Дефицит сил вызывает гипоксические изменения в тканях мозга, что также ведет к головной боли.

Интересное:  Лекарства от головной боли для детей

Для этой формы цефалгии типична симметричная локализация боли в области лба, висков, теменных долей.

Неприятные ощущения могут появиться с самого утра и не пройти даже к вечеру. Подросток жалуется родителям, что учеба провоцирует ее возникновение.

Конечно, в этом случае им следует разобраться, не пытается ли он таким образом замаскировать свое отрицательное отношение к учебе.

Сколиоз шейного отдела позвоночника

Подростковый период – это типичное время формирования проблем с позвоночником. Кости скелета выросли в длину, а мышечный корсет еще не окреп, чтобы поддерживать его в правильном положении. Как следствие, формируются сколиозы, кифозы и лордозы.

Для патогенеза головной боли типичной причиной служит сколиоз шейного отдела позвоночника. Искривление в церебральных позвонках приводит к нарушению кровообращения в этом отделе.

Нарушение кровообращения провоцирует возникновение транзиторной ишемии мозга. Недоокисленные продукты скапливаются в нервной ткани и вызывают боль.

Отличительным признаком данной формы цефалгии является ее возникновение после наклонов головы вперед, во время работы за компьютером или партой.

Длительное голодание

Голодные головные боли возникают в ответ на снижение уровня глюкозы в крови. В головной мозг поступает кровь, небогатая энергетическими субстратами. Мозг испытывает дефицит питательных веществ для полноценной работы. В ответ на голод нервные клетки генерируют болевые импульсы, сигнализирующие о недостаточном питании.

Родителям следует обратить внимание на вес их ребенка, нет ли патологической худобы. В этом возрасте подростки часто не довольны своей внешностью и весом. В погоне за стандартами красоты они могут истязать себя голодными диетами. При этом дети будут испытывать головные боли, которые проходят после еды.

Хронические болезни ЛОР органов

Хронические воспалительные процессы в носовых пазухах после стихания явлений обострения могут напоминать о себе постоянными головными болями. Цефалгия при болезнях уха, горла и носа возникает из-за сдавления нервных окончаний отечными тканями.

Интересное:  Органическое поражение мозга у детей: симптомы и лечение

При этих заболеваниях головная боль также может быть следствием активации биологически активных аминов – медиаторов воспаления.

Подросткам необходимо обратиться за консультацией к оториноларингологу для назначения специфического лечения. После стабилизации хронической патологии головные боли перестанут беспокоить каждый день.

Недосыпание из-за изменения хронотипа

Образ жизни современного подростка заставляет его быть активным с самого утра. Он идет в школу, затем в какие-либо секции, потом выполняет домашнее задание. Чтобы соответствовать данному ритму жизни, он должен ложиться спать достаточно рано.

Не все дети следуют этим рекомендациям, предпочитая до глубокой ночи сидеть за компьютером. Сбой хронотипа ведет к развитию сонливости, слабости и появлению головных болей у подростка.

Гипертония

Эссенциальная гипертония для подросткового возраста не характерна. Тем не менее, подростки могут испытывать цефалгии, вызванные подъемом артериального давления. Самым распространенным состоянием в этом периоде для них является вегето-сосудистая дистония.

Она возникает из-за незрелости вегетативной нервной системы, которая пока еще не в состоянии держать сосуды в тонусе. Возникновение данного болевого симптома происходит в момент подъема артериального давления.

Нарушение сердечного ритма

При нарушениях ритма сердца должна быть проведена тщательная диагностика. Подросток самостоятельно не всегда замечает, что его сердце работает неритмично. Единственное, на что он может пожаловаться, это ощущение перебоя в работе сердца.

Нарушение сердечного ритма приводит к нерегулярной циркуляции крови по сосудам. В головной мозг кровь поступает дробно, вызывая его гипоксию, что сопровождается сильной цефалгией.

Ухудшение зрения

Нарушение функции зрительного анализатора из-за возрастающих нагрузок в школе приводит к возникновению головных болей у подростка. Спазм и перенапряжение мышц, удерживающих глазное яблоко, инициируют сильные и регулярные цефалгии.

Изменение внутричерепного давления

Многие опухолевые заболевания головного мозга сопровождаются повышением внутричерепного давления. На этом фоне возникает рвота, происходит повышение общей температуры тела.

Подросток жалуется на ощущение постоянной головной боли. Родителям следует немедленно обратиться к врачу неврологу. Повышенное внутричерепное давление может оказаться смертельно опасным состоянием.

Появление вредной привычки

Родители могут заподозрить, что их ребенок начинает приобретать вредные привычки (курить, употреблять алкоголь или наркотики) по возникновению головной боли на фоне абсолютного его здоровья.

Никотин, алкоголь и другие токсические вещества на начальной стадии привыкания к ним помимо интоксикации инициируют возникновение головной боли. В беседе с ребенком может потребоваться помощь психолога о необходимости ведения здорового образа жизни и правильного питания.

Отравление в быту токсическими веществами, употребление некоторых продуктов и добавок

Вредные продукты, токсические вещества, поступающие с пищей, вдыхаемым воздухом, водой вызывают отравление организма. Подросток жалуется на головную боль, повышение температуры тела, тошноту, иногда галлюцинации. В этом случае важно обеспечить больному обильное питье. После детоксикации все проходит.

Психотравмирующая ситуация

Острые и хронические стрессы приводят к выбросу большого количества гормонов надпочечников. Они вызывают спазм сосудов головного мозга. Вазоспазм виновен в формировании головной боли.

Как лечить головную боль у подростка?

Тактика при головной боли у подростков зависит от причины, которая ее вызвала.

  1. При мигрени назначаются обезболивающие препараты (цитрамон, нурофен) и антимигренозные средства (суматриптан).
  2. Для купирования головной боли напряжения будет достаточно расслабляющего массажа, теплой ванны, прогулки на свежем воздухе. При неэффективности немедикаментозных средств можно дать анальгетик в соответствии с возрастом.
  3. При сколиозе шейного отдела позвоночника показана лечебная физкультура, занятия в бассейне.
  4. Регулярное питание, без длительных периодов голода.
  5. Лечение хронических заболеваний ЛОР органов.
  6. Соблюдение режима дня, полноценный ночной отдых.
  7. При гипертонии и нарушениях сердечного ритма лечение проводится кардиологом.
  8. Коррекция остроты зрения.
  9. При подозрении на повышение внутричерепного давления лечение проводится у невролога или уже нейрохирурга.
  10. Отказ от вредных привычек, хронических интоксикаций.
  11. Психотерапия.

Источник: https://golovaibolit.ru/golovnaya-bol-u-detej/u-podrostka-bolit-golova

Возможности профилактической терапии при головной боли напряжения у детей и подростков

Головная боль напряжения у подростков как лечить

Эффективный препарат для лечения астении у детей с 10 лет и старше

Может применяться длительно

Подробно о Нооклерин для врачей

в журнале:
Журнал неврологии и психиатрии, 4, 2016; Вып. 2

Е.М. Шипилова, Н.Н. Заваденко*, Ю.Е. Нестеровский
ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Цель исследования. Оценка эффективности препарата нооклерин в профилактической терапии головной боли напряжения (ГБН) у детей и подростков. Материал и методы. Проведено слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование эффективности нооклерина (деанола ацеглумат), назначавшегося в течение 2 мес с целью профилактической терапии ГБН. Лечили 40 пациентов, 15 мужского и 25 женского пола в возрасте 9—16 лет, распределенных на две группы по 20 человек (препарат и плацебо). Результаты и заключение. Применение нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности ГБН, положительной динамике в повседневной активности пациентов, регрессу проявлений астении и нормализации цикла сон—бодрствование.
Ключевые слова: головная боль напряжения, дети, подростки, профилактическое лечение, церебрастенический синдром.

Possibilities of preventive treatment of tension-type headache in children and adolescents

E.M. Shipilova, N.N. Zavadenko, YU.E. Nesterovskiy
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia

Objective. To study clinical characteristics mechanisms and pathogenesis of the tension-type headache (TTH) in children and adolescents treated with nooclerin. Material and methods. The blind randomized placebo-controlled study of the efficacy of nooclerin (deanol aceglumate) indicated during 2 months as a preventive treatment of TTH was performed. Forty patients (15 male and 25 female), aged 9—16 years, were randomized into two equal groups to receive either nooclerin or placebo. Results and conclusion. Nooclerin significantly reduced the frequency, duration and intensity of TTH. The treatment resulted in positive dynamics in daily activities, regression of fatigue symptoms and normalization of the sleep-wake cycle.
Keywords: tension-type headache, children, adolescents, preventive treatment, fatigue syndrome.

Первичные головные боли, к которым относятся мигрень и головная боль напряжения (ГБН), считаются одними из самых распространенных болевых синдромов в детском и подростковом возрасте. При оценке по критериям МКГБ-II [1] ГБН страдают до 18—25% детей и подростков [2—4].

ГБН — легкая или умеренная, повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего (непульсирующего) характера. Длительность приступа — от 30 мин до 7 дней (с некоторым колебанием интенсивности боли).

ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается тошнотой и рвотой.

В МКГБ-II [1] в зависимости от частоты приступов ГБН делится на следующие варианты: нечастая эпизодическая (менее 1 раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частая эпизодическая (более 1, но не более 15 раз в мес); хроническая (более 15 раз в мес на протяжении более 3 мес).

Основными причинами формирования ГБН у ребенка являются наличие клинически значимой психотравмирующей ситуации и тревожность. Дети с ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке.

Провоцирующими факторами при ГБН обычно служат психическое утомление, длительное зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми или работой с мелкими деталями, стрессовая ситуация, депривация сна.

Кроме того, в современных публикациях [2, 5, 6] обращается внимание на высокую частоту у пациентов с ГБН церебрастенических нарушений, одним из признаков которых является так называемая раздражительная слабость.

Причинами церебрастенического синдрома могут быть последствия перинатальных повреждений ЦНС, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях; наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения даже при незначительных нервно психических нагрузках; истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста; нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, готовность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов с ГБН предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах по типу соматоформных нарушений (боль в ногах, кардиалгия, затруднения дыхания при вдохе, глотании, дискомфорт в животе), отличающиеся непостоянством и часто неопределенным характером ощущений, однако при обследовании патологические изменения не выявляются [2, 6]. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частые пробуждения, снижение общей длительности сна, и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.

Согласно современным Европейским рекомендациям [7], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН, при частоте болевых эпизодов не более двух раз в неделю.

Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления анальгетиками. При эпизодической ГБН, с частотой более двух дней в неделю, профилактическое лечение является более предпочтительным, чем только купирование приступов.

При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [7].

Цель настоящего исследования — оценка эффективности препарата нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН.

Материал и методы

Лечили 40 пациентов, 15 мужского и 25 женского пола в возрасте 9—16 лет, в рамках слепого рандомизированного плацебо-контролируемого исследования в параллельных группах.

До начала терапии пациенты наблюдались в течение 2 мес и совместно с родителями вели дневники самочувствия, в которых фиксировались даты, продолжительность, интенсивность ГБН, их влияние на общее самочувствие и повседневную активность.

В этот период пациенты не получали какого-либо профилактического лечения ГБН (как фармакотерапии, так и немедикаментозными методами).

Перед началом терапии с помощью рандомизационных кодов пациенты были распределены на две группы по 20 человек, одна из которых в течение 2 мес получала нооклерин (1-я группа), другая — плацебо (2-я группа).

Нооклерин в форме раствора для приема внутрь во флаконах по 100 мл назначался в качестве монотерапии пациентам 9—12 лет по 2,5 мл (500 мг) 2 раза в день, старше 12 лет — по 5 мл (1000 мг) 2 раза в день (утром и днем) независимо от приема пищи в течение 2 мес.

Нооклерин (деанола ацеглумат) — нейрометаболический препарат комплексного действия, оказывает церебропротективное, ноотропное, психостимулирующее действие, облегчает процессы фиксации, консолидации и воспроизведения информации, улучшает способность к обучению. Активное вещество является близким к естественным метаболитам ЦНС (ГАМК и глутаминовая кислота).

Нооклерин, являясь непрямым активатором метаботропных глутаматных рецепторов 3-го типа, предшественником холина и ацетилхолина, влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротективной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует дезинтоксицирующую функцию печени [8, 9].

На протяжении 2 мес, предшествовавших исследованию, и 2 мес приема нооклерина или плацебо пациенты проходили обследование, включавшее:

Определение частоты эпизодов головной боли, их продолжительности и интенсивности осуществлялось на основании записей в дневниках пациентов, в которых под контролем со стороны родителей фиксировались даты эпизодов головной боли, их продолжительность и характер, другие проблемы в самочувствии. Интенсивность определялась по визуальной аналоговой шкале (ВАШ) от 0 баллов (боли нет) до 10 баллов (боль невыносима) для наиболее частых и самых сильных.

Оценку влияния головной боли на повседневную активность по методике HIT-6 [10], предназначенной для описания пациентами своего самочувствия и ограничений деятельности в связи с головной болью.

Метод включает 6 вопросов, в которых характеризуется частота сильной головной боли, вызванные ею ограничения в обычных повседневных делах (в том числе работы по дому, любые школьные или общественные дела), потребность лечь в постель, ощущения значительного утомления, чувства досады и раздражения, ограничения способности к концентрации внимания на своей работе (учебе) или любых повседневных делах. Формулировкам ответов (никогда, редко, периодически, очень часто, всегда) соответствуют различные балльные оценки. По результатам теста определяется общая сумма баллов, которая может варьировать от 36 до 78.

Оценку проявлений тревожных расстройств по шкале детской тревоги SCAS [11], с помощью которой проводилось анкетирование родителей и пациентов.

38 вопросов анкеты для родителей и 44 для детей (подростки) характеризуют проявления панического расстройства и агорафобии, тревоги в связи с разлукой, страха физической травмы, социальной фобии, обсессивно-компульсивного расстройства, генерализованного тревожного расстройства.

Каждый симптом оценивается по 4-балльной системе (0 — никогда; 1 — отмечается иногда; 2 — часто; 3 — постоянно), после этого рассчитываются оценки по шкалам и суммарный балл.

Использование шкалы оценки астении MFI-20 [12]. В предлагаемой пациентам анкете представлены 20 утверждений, сгруппированных по 5 субшкалам, отражающим разные составляющие астенического состояния: общую астению, физическую астению, пониженную активность, снижение мотивации и психическую астению.

Каждое проявление оценивается по 5-балльной системе, наивысший балл отражает самую высокую тяжесть астении. Результат по каждой шкале может изменяться в интервале от 4 до 20 баллов, но в норме общее количество баллов не должно превышать 25—30. Сумма баллов более 12 хотя бы по одной шкале считается основанием для заключения о наличии астенического синдрома.

Итоговые баллы используются для принятия решения относительно выраженности астении, в том числе при динамическом наблюдении.

Применение шкалы нарушений сна у детей [13], которая включает 26 вопросов для родителей, ответы на которые предусматривают оценку в баллах от «0» (никогда) до «5» (всегда, ежедневно).

Помимо общего балла рассчитываются оценки по 6 субшкалам: расстройства начала и поддержания сна, расстройства дыхания во сне, расстройства пробуждения, расстройства перехода сон—бодрствование, расстройства в виде чрезмерной сонливости, ночной гипергидроз.

Результаты

Обследование в течение 4 мес завершили все 40 пациентов. Переносимость терапии была хорошей, каких-либо побочных эффектов ни у одного из них зарегистрировано не было.

Динамика основных характеристик ГБН в виде средних показателей за 1 мес до лечения и в процессе терапии нооклерином представлена в табл. 1.

У пациентов 1-й группы наряду с существенным уменьшением частоты (более чем на 35%) и продолжительности ГБН (более чем на 25%) отмечалось снижение их интенсивности при оценке по ВАШ (более чем на 20%).

Эти позитивные изменения в течении ГБН сопровождались отчетливой положительной динамикой показателей качества жизни и повседневной активности пациентов при оценке по методике HIT-6, о чем свидетельствовало снижение общей балльной оценки с 55,8±6,1 до 50,4±4,9 (p

Источник: https://medi.ru/info/13630/

Головная боль напряжения у детей, подростков и взрослых: роль НПВС

Головная боль напряжения у подростков как лечить

Головная боль напряженного типа (англ. tension type headache), или просто головная боль напряжения (ГБН), — частая патология у пациентов старше 5-летнего возраста [1]. Это вариант первичной головной боли (цефалгии), возникающей в ответ на психическое напряжение, появляющееся в результате острого или хронического стресса [1, 2].

Психическое напряжение при ГБН может сочетаться с напряжением мышц скальпа (лобных, височных, затылочных), формирующих шлем головы. ГБН встречается во всех возрастных группах (она чаще отмечается среди представительниц женского пола) [1–3].

Основные сведения о ГБН

В настоящее время в неврологической практике принято пользоваться Международной классификацией головной боли II пересмотра (МКГБ-II), предложенной в 2003 г. [4].

ГБН относится к разделу 1 «Первичные головные боли» (наряду с мигренью и другими первичными цефалгиями) [4]. В 2013 г.

Классификационным комитетом по головной боли Международного общества головной боли (International Headache Society, IHS) был представлен обновленный вариант МКГБ-III (так называемая «бета-версия»), который в настоящее время еще не считается полным и окончательным [5]. Как и предшественники МКГБ-III (МКГБ-I и МКГБ-II), указанная классификация не в полной мере соотносится с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), используемой в практической деятельности для кодирования диагнозов [6].

В МКБ-10 в настоящее время представлены следующие основные коды для категоризации ГБН:

  • G44.2 Головная боль напряжения (напряженного типа): частая, не­частая, хроническая.
  • G44.20 Нечастая эпизодическая ГБН, сочетающаяся с напряжением перикраниальных мышц.
  • G44.21 Частая эпизодическая ГБН.
  • G44.22 Хроническая ГБН, сочетающаяся с напряжением перикраниальных мышц.
  • G44.23 Хроническая ГБН, не сочетающаяся с напряжением перикраниальных мышц.
  • G44.28 Возможная ГБН (возможная частая, возможная нечастая, возможная хроническая ГБН) [6].

Международной ассоциацией по изучению боли (The International Association for the Study of Pain, IASP) предложены следующие критерии ГБН:

1) длительность эпизода ГБН не < 30 мин (при эпизодической ГБН — от 30 мин до 7 ч, при хронической ГБН — непрекращающаяся головная боль); 2) характер ГБН: сжимающий, стягивающий, сдавливающий, монотонный; локализация ГБН: диффузная, двухсторонняя (одна сторона может болеть интенсивнее); типичное описание ГБН пациентами: «голову стянуло шлемом, обручем, каской, капюшоном»;

3) ГБН не усиливается от привычной повседневной физической деятельности [7].

На высоте ГБН у пациентов могут появляться следующие сопровождающие симптомы: болезненное восприятие звуков (фонофобия) или светобоязнь (фотофобия), отсутствие аппетита или тошнота [7].

Основные факторы риска ГБН описаны K. E. Waldie и соавт. (2014) на примере 11-летних пациентов [8].

Этиология и патогенез ГБН

В. В. Осипова (2010) указывает, что хотя изначально ГБН рассматривалась как преимущественно психогенное расстройство, исследования, выполненные на протяжении последних лет, подтвердили ее нейробиологическую природу и комплексный механизм развития этого вида первичной цефалгии [9].

Современные представления о патогенезе ГБН включают следующие основные механизмы: 1) психическое напряжение (острый или хронический стресс); 2) снижение болевого порога (в том числе мышц и фасций); 3) недостаточность нисходящих тормозных путей ствола мозга, что приводит к напряжению перикраниальных мышц и возникновению головной боли.

Эмоциональный фактор продолжает оставаться одним из важнейших в этиологии эпизодической и хронической форм ГБН (преходящие эмоциональные переживания, хроническое эмоциональное напряжение). Это подтверждается новейшими исследованиями, выполненными H. Kikuchi и соавт.

(2015) [10]. Еще одной значимой причиной является фактор мышечного напряжения, приводящего к формированию мышечно-тонического синдрома (болезненное напряжение мышц, оплетающих голову и шею) [2, 9].

К мышечному напряжению приводят ситуации, связанные с длительным или вынужденным неудобным положением головы и шеи. Таким образом, эмоциональный стресс является фактором, индуцирующим и поддерживающим мышечное напряжение, что, по мнению В. В.

Осиповой (2010), приводит к формированию порочного круга «стресс — мышечное напряжение — боль» [9].

Повторное напряжение мышц в ответ на эмоциональный стресс вызывает их рефлекторное сокращение и ишемизацию, что сопровождается перевозбуждением спинальных нейронов, повышением чувствительности болевых мышечных рецепторов и нарушениями позы. В результате происходит еще большее усиление цефалгического синдрома.

Схематически механизм формирования дисфункции перикраниальных мышц (мышечно-тонический синдром) можно представить следующим образом: рефлекторное напряжение мышц → ишемизация мышц → усиление синтеза альгогенов и сенситизация ноцицепторов → перевозбуждение спинальных нейронов и нарушения позы → дисфункция перикраниальных мышц.

Шейный мышечно-тонический синдром при ГБН приводит к возникновению преходящих или постоянных болевых ощущений, а также чувства напряжения и дискомфорта в области затылка, задней поверхности шеи и надплечий, мышц лица — чаще жевательных и височных (помимо собственно головной боли) [9].

Лечение ГБН

Ведущая роль в лечении ГБН принадлежит нестероидным противовоспалительным средствам (НПВС). Cреди них безусловным лидером является ибупрофен (производное фенилпропионовой кислоты) [9, 10].

Этот препарат, изначально предназначавшийся для лечения ревматоидного артрита, впоследствии занял одно из ведущих мест среди НПВС, применяемых для достижения болеутолящего эффекта.

В настоящее время ибупрофен используется более чем в 120 странах мира, в том числе в России, где наибольшую популярность получил ибупрофен (например, Нурофен) [9].

Именно ибупрофен предназначен для купирования острых эпизодов ГБН у пациентов различного возраста [10–12]. Этот факт подчеркивают S. Derry и соавт. (2015) [13].

В ряде случаев при лечении острых приступов ГБН используется комбинация ибупрофена с бензодиазепинами (диазепам, этизолам и др.) [14, 15].

При этом следует помнить о возможности реализации серьезных нежелательных эффектов, ассоциированных с применением бензодиазепинов [16].

В превентивной терапии ГБН применяются миорелаксанты (толперизон, баклофен), а также трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин). Определенная роль принадлежит режимным мероприятиям и диетотерапии [17].

Не случайно в ряде публикаций последних лет cообщается о роли «нейротрофических» факторов при ГБН. Этой проблеме посвящены работы R. B. Domingues и соавт. (2015), а также C. Folchini и P. A. Kowacs (2015) [18, 19].

Основные нейродиетологические подходы при ГБН включают дотацию магния, кальция, витамина D, адекватное потребление воды, а также использование лекарственных трав [17].

M. Woolhouse (2005) указывает, что прием препаратов Mg в cравнительно высоких дозах (600 мг/сут) в течение 12 недель приводит к значительному снижению частоты ГБН (на 41,6%), а также к существенному уменьшению выраженности цефалгического синдрома [20].

Применение препаратов Са может быть оправдано в связи с тем, что дефицит витамина D у пациентов с ГБН сопровождается остеопеническими состояниями. S. Prakash и соавт. (2009, 2010) подчеркивают, что витамин D обладает эффективностью в лечении ГБН у пациентов различного возраста (обычно назначается в сочетании с препаратами Са) [21, 22].

Недостаточное потребление жидкости — одна из возможных причин ГБН. Правильный питьевой режим позволяет устранить этот этиологический фактор при ГБН.

Как указывалось выше, в лечении ГБН используются лекарственные травы, а также препараты на их основе.

В частности, сравнительно широко применяются следующие лекарственные растения: 1) ромашка аптечная (Matricaria recutita) — для мышечной релаксации и снижения напряжения; 2) кава-кава (Piper methisticum) — с целью уменьшения выраженности цефалгического синдрома; 3) барвинок малый (Vinca minor LL.

) — для улучшения церебральной оксигенации; 4) лобелия (Lobelia) — с целью достижения седативного эффекта; 5) гинкго двухлопастный (Ginkgo biloba) — для улучшения церебральной гемодинамики [23].

Широко распространенные в нашей стране фармакологические препараты венотонического действия (Винпоцетин и Танакан), используемые для лечения ГБН (при сопутствующей венозной недостаточности), созданы на основе съедобных лекарственных растений (cоответственно, полусинтетическое производное девинкана — алкалоида растения барвинок малый, Vinca minor LL. и экстракт растения гинкго двухлопастный, Ginkgo biloba) [3]. В свою очередь, Y. Tong и соавт. (2015) подчеркивают роль в лечении ГБН «китайской растительной медицины» [24].

Заключение

Доказательная медицина отмечает роль НПВС (ибупрофен и др.) в лечении ГБН у всех возрастных категорий пациентов [25]. Несмотря на многообразие лекарственных средств, используемых в терапии ГБН, роль НПВС и в первую очередь ибупрофена cледует признать ведущей [26, 27]. Большинство других описанных методов лечения ГБН являются комплементарными или альтернативными.

При ГБН представители НПВС (ибупрофен и др.) выполняют не только роль препаратов для симптоматического лечения этой разновидности первичной головной боли, но и являются средствами этиопатогенетической терапии. НПВС оказывают эффект на периферические и центральные механизмы цефалгии, включая триггерные миофасциальные зоны и повышенный тонус перикраниальных мышц.

Триггерные точки, обусловливающие возникновение ГБН, располагаются в трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышцах, задней группе шейных мышц (подзатылочная и др.).

Определенное значение имеют дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (с распространением боли на височную, околоушную, затылочную, шейно-плечевую области) и сдавления сосудов спазмированной мышцей (ишемия, венозный застой, аккумуляция продуктов интермедиарного метаболизма).

Стоит также отметить, что уменьшение концентрации β-эндорфина в цереброспинальной жидкости при ГБН указывает на снижение активности антиноцицептивных систем при описываемой патологии [28]. Чрезвычайно важно, что ибупрофен обладает не только анальгезирующим, но и противовоспалительным действием.

В частности, он ингибирует ЦОГ-1 и ЦОГ-2, а также уменьшает синтез простагландинов; противовоспалительный эффект препарата ибупрофен сопряжен с уменьшением проницаемости сосудов, улучшением микроциркуляции, снижением высвобождения из клеток медиаторов воспаления, подавлением энергообеспечения воспалительного процесса [29].

Этот момент приобретает особое значение в свете данных, представленных C. Della Vedova и соавт. (2013), обнаруживших стойкое повышение основного провоспалительного цитокина ИЛ-1β у пациентов с хронической ГБН, свидетельствующее, по их мнению, о наличии феномена так называемого «стерильного нейроваскулярного воспаления» при данном виде патологии [30].

Ибупрофен входит в Список важнейших лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения (2009), а также в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 2135-р от 30.12.2009 г. [31, 32].

Препарат Нурофен, представленный в нашей стране в различных лекарственных формах, обладает высокой эффективностью при лечении ГБН.

Литература

  1. Jarvis S. Time to take tension-type headache seriously // Int. J. Clin. Pract. Suppl. 2015. 182: 1–2.

Источник: https://www.lvrach.ru/2015/11/15436340/

Головные боли у школьников. Советы невролога

Головная боль напряжения у подростков как лечить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет.

Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга).

Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная.

Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями.

Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто.

Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок.

Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках.

С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность.

Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках.

В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей.

Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование.

Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание.

Избегать психотравмирующих ситуаций.Будьте здоровы !Запись к неврологу клиники “Доктор лор” кандидату медицинских наук – Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.Пр.

Строителей,10Официальный сайт 

http://www.clinic-doctorlor.ru/

Группа вконтакте 

https://.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник: https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/

Голова не Боли
Добавить комментарий